Автор: Геннадий Сергеевич Пригода, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург
Контактная информация: prigoda123@mail.ru
Аннотация: В данной научной работе были выделены современные требования к подготовке пловцов спринтеров, необходимых для достижения наиболее высоких результатов. Статья отражает в себе преимущественное влияние силовой подготовки на результативность спортсменов. В исследовании приняли участие студенты сборной команды ГУАП по плаванию, которые были разделены на основную и контрольную группы. В соответствии с полученными результатами, были оформлены таблицы и написаны выводы, на основании чего мы видим, что именно силовая подготовка обеспечивает необходимую спортивную форму и рост результатов пловцов спринтеров кролистов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в определении необходимого научного обоснования современных требований в подготовке пловцов спринтеров. Одной из главной составляющей успешного проплывания от старта до финиша является сложность двигательных действий пловца, заключающаяся в его силовых качествах. Согласно современным требованиям к подготовке пловцов спринтеров, достижение высоких результатов во многом зависит от силовой подготовленности спортсменов, аэробной и анаэробной нагрузки, также психологической работы, развития гибкости и т.д. При этом, среди основных упражнений пловцов на коротких дистанциях, выделяются дистанционные, интервальные, повторные и переменные методики тренировок, которые обеспечивают функциональную подготовленность организма спортсменов, а также отвечают за техническую, тактическую и психологическую подготовку [3]. Плавание оказывает наибольшее воздействие на сердечно-сосудистую систему, в то время как наименьшая нагрузка приходится на скелетные мышцы, которые создают силу тяги во время плавания и напрямую влияют на результат. Из этого следует, что силовые тренировки являются обязательными в подготовке пловцов [1]. Скоростно-силовые качества определяют эффективность результатов не только на коротких, но и на длинных дистанциях. При этом, в тренировках аэробного и анаэробного характера присутствует прямая взаимосвязь силовых качеств с выносливостью пловцов спринтеров. Силовые способности во многом определяются антропометрическими и морфофункциональными данными спортсменов [5]. Среди таких данных выделяются структуры мышечной ткани, площадь физиологических поперечников мышечных волокон, работа центральной нервной системы и её взаимосвязь с мышечной тканью, а также координационная работа межмышечных и внутримышечных структур. Совершенствование скоростно-силовых качеств имеет тесную взаимосвязь с улучшением технической подготовленности. На сегодняшний день, в подготовке пловцов спринтеров используется принцип сопряжённости, характеризующийся обеспечением соответствия между силовыми характеристиками, спортивной техники и функциями вегетативных систем организма. В основе данного принципа лежит становление основных физических качеств спортсмена [4]. Целеполагающая основа данного исследования – определение современных требований к подготовке пловцов спринтеров-кролистов, основанных на силовой подготовленности и определяющих наиболее успешный результат.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось среди пловцов спринтеров (только юноши) сборной команды ГУАП, в количестве 16 человек, студентов 1–5 курсов, с сентября 2019 по май 2022 года. Для проведения исследования применялись следующие методы: анализ научной литературы по выбранной теме; тестирование силовой подготовленности пловцов спринтеров: постановка педагогического эксперимента и статистический метод исследования. В соответствии с установленными методами исследования, пловцы были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В подготовку экспериментальной группы были добавлены специальные силовые тренировки, отсутствующие в контрольной группе. Выбранные тренировочные нагрузки при плавании, а также физические нагрузки для специальной подготовки на суше, были максимально приближены как в контрольной, так и в экспериментальной группе [6]. Среди показателей, которые наблюдались в динамике, были следующие: имитация гребкового усилия на суше, исследование силы тяги в воде в момент середины гребка, проплывание с помощью рук и с помощью ног, а также в полной координации, вычислялось время при проплывании вольным стилем. Благодаря поставленному эксперименту были вычислены специальные коэффициенты
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Вид специализации пловцов имеет важное значение в определении современных требований, которые предъявляются к морфофункциональным показателям и антропометрическим данным спринтеров [2]. В соответствии с поставленной целью, были проведены антропометрические замеры пловцов спринтеров-кролистов в контрольной и экспериментальной группе (таблица 1).
Антропометрические показатели студентов пловцов спринтеров являются соответствующими показателями для их возрастной группы и физической подготовленности. Было выявлено, что антропометрические данные в контрольной и экспериментальной группе не имеют достоверных различий (р> 0,05), из чего следует, что группы являются однородными.
В период специальной физической подготовки пловцов-спринтеров были выявлены изменения в показателях силовой подготовленности в начале и в конце поставленного эксперимента. Анализ данных, изменяющихся в динамике можно увидеть в таблице 2. Таблица 2 – Динамика показателей физической активности пловцов спринтеров при специальной подготовке
В период специальной физической подготовки пловцов-спринтеров были выявлены изменения в показателях силовой подготовленности в начале и в конце поставленного эксперимента. Анализ данных, изменяющихся в динамике можно увидеть в таблице 2. Таблица 2 – Динамика показателей физической активности пловцов спринтеров при специальной подготовке
Из полученных результатов следует, что при относительно равном повышении физической выносливости пловцов-спринтеров (101,4 %, Р>0,05), скорости плавания на 3000 м (98,9 %, Р>0,05), различия не являются достоверными. При этом, достоверные различия проявляются в уровне максимальной F тяги на суше, в воде и полной координации (114,3%, Р<0,05), высоте прыжка вверх (109,1 %, Р<0,05). Из всего вышеперечисленного, можно сказать, что подготовка экспериментальной группы пловцов значительно превосходит контрольную группу. В ходе проведения эксперимента, было выявлено, что пловцы в экспериментальной группе показали наиболее высокий уровень реализации силовых качеств в воде, в сравнении с контрольной группой студентов, где показатели выросли на 3,4% (Р<0,05), а коэффициент координации – на 2,8% (Р<0,05), соответственно, различия статистически значимы. Увеличение скорости плавания непосредственно обусловлены силовыми показателями, которые определяют качества пловцов-спринтеров. Современная подготовка спринтеров основывается именно на силовой подготовленности с акцентом на применении этой силы в спринтерских дистанциях.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод, что силовая подготовка пловцов-спринтеров является неотъемлемой частью современных требований, а также является приоритетной в подготовке, что и подтверждает эксперимент. Для достижения высоких результатов на соревнованиях необходимо учитывать не только силовые качества спортсменов, но и обращать внимание на структуру и содержание планируемых соревновательных мероприятий, индивидуальные антропометрические характеристики пловцов. В процессе исследования было выявлено, что внедрение силовой подготовки в тренировочный процесс экспериментальной группы спринтеров показал более эффективные результаты в сравнении с контрольной группой. Результаты данного исследования могут непосредственно использоваться в физической подготовке пловцов спринтеров тренерско-преподавательским составом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайцеховский С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм (теория, методика, практика) : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Вайцеховский Сергей Михайлович. – Москва, 1985. – 52 с.
2. Давыдов В.Ю. Теоретические основы спортивного отбора и специализации в олимпийском спорте : автореф. дис ... д–ра биол. наук / Давыдов Владимир Юрьевич. – Москва, 2009. –40 с. 3. Пригода Г.С. Формирование мотивационных стимулов пловцов сборных команд вузов / Г.С. Пригода, А.С. Сидоренко, Е.Ю. Волкова // Теоретические и методические подходы в подготовке специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: материалы I-й международной научно-практической конференции. – Волгоград : ВГАФК, 2021. – C. 242–246. 4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория / В.Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 2014. – 808 с. 5. Пригода Г.С. Сравнительный анализ росто-весовых показателей пловцов спринтеров призёров олимпийских игр / Г.С. Пригода, А.С. Сидоренко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 5 (207). – С. 330–333. 6. Особенности подготовки спортсмена-любителя и спортсмена-профессионала / А.С. Сидоренко, Ш.З. Хуббиев, Н.С. Панчук, С.А. Хисматуллин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 7.– С. 96–98.
2. Давыдов В.Ю. Теоретические основы спортивного отбора и специализации в олимпийском спорте : автореф. дис ... д–ра биол. наук / Давыдов Владимир Юрьевич. – Москва, 2009. –40 с. 3. Пригода Г.С. Формирование мотивационных стимулов пловцов сборных команд вузов / Г.С. Пригода, А.С. Сидоренко, Е.Ю. Волкова // Теоретические и методические подходы в подготовке специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: материалы I-й международной научно-практической конференции. – Волгоград : ВГАФК, 2021. – C. 242–246. 4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория / В.Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 2014. – 808 с. 5. Пригода Г.С. Сравнительный анализ росто-весовых показателей пловцов спринтеров призёров олимпийских игр / Г.С. Пригода, А.С. Сидоренко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 5 (207). – С. 330–333. 6. Особенности подготовки спортсмена-любителя и спортсмена-профессионала / А.С. Сидоренко, Ш.З. Хуббиев, Н.С. Панчук, С.А. Хисматуллин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 7.– С. 96–98.