Статьи про плавание. Свежие новости плавания России и мира на сегодня.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТНЫХ ПЛОВЦОВ К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ

Наука
Автор: Е.А.Ширковец ВНИИФК


При подготовке к Олимпийским Играм необходимо принципиальное совершенствование, как системы тренировки ведущих пловцов, так и подготовки тренерских кадров с учетом современных достижений спортивной науки. Сюда входит реорганизация структуры подготовки сборных команд, создание бригад по стилям плавания, совершенствование календаря соревнований, системы отбора и комплектования сборной команды. Необходимыми компонентам информационного обеспечения являются переход на современный уровень работы комплексных научных групп и внедрение передовых методик в тренировочный и соревновательный процесс. Совершенствованию тре-нировочного процесса способствуют устройства, трансформирующие взаимодействие пловцов с внешней средой, специальные тренажерные устройства, стенды для тестирования физических качеств спортсменов.
Реализация необходимого уровня прогнозируемых результатов пловцов, способных стать победителями и призерами Олимпийских игр, основана на соблюдении следующих принципов.
1. На каждом этапе подготовки программируется объем тренирующих воздействий, который обеспечивает необходимый прирост функциональных возможностей.
2. Повышение спортивных результатов планируется в соответствии с возрастными осо-бенностями и адаптационными резервами организма.
3. Концентрация максимального воздействия на определенную систему организма диктуется решаемыми задачами на каждом этапе подготовки.
4. Пики нагрузок с различной направленностью воздействия на организм должны быть отставлены по времени и соответствовать стратегии подготовки.

Основными факторами, которые обеспечивают прирост спортивных результатов в плавании, являются следующие:
  • в соревновательной деятельности наиболее важным фактором является уровень специальной выносливости, что обеспечивает сохранение скорости на второй половине дистанции, и на финишном участке:
  • в силовой подготовке одним из факторов результативности является развитие специальных силовых качеств, такая подготовка идет параллельно с соверше-иствованием техники плавания для реализации силового потенциала в специ фических условиях;
  • скоростные возможности развиваются при выполнении специальных серий, направленных на развитие креатинфосфатного механизма энергообеспечения;
  • на спринтерских дистанциях стабильность показателя темли выше, чем "шага". поэтому сохранение длины "шага" в конце дистанции является резервом повышения результатов;
  • психофизиологическую устойчивость обеспечивает работа в психолога, освоение приемов саморегуляции состояния, аутогенной тренировки, и специальных средств восстановления.
Исследования показали, что скорость на соревнованиях пловцы высокой квалификации поддерживают за счет различных сочетаний частоты движений и длины "шага".
Большинство сильнейших спортсменов мира в настоящее время тяготеет к технике с длинным гребком и большей эффективности движений. В качестве модельных приведены минимальные нормативы по длине "шага" (таблица 1).
Резервы повышения результатов кроются в обоснованной интенсификации тре-нировочных режимов от этапа к этапу подготовки. в индивидуальном планировании обь-емов нагрузок, которые соответствуют динамике функционального состояния.

Результаты текущих, этапных и углубленных обследований дают информацию о дина-мике состояния спортсменов. На основе анализа полученных данных вырабатываются персональные рекомендации по величине и направленности тренирующих воздействий.

Специальная скоростно-силовая подготовка спортсменов обеспечивается соблюдением следующих принципов:


• модельные характеристики скоростно-силовой подготовленности должны соответствовать пространственно-временным параметрам соревновательной дея-тельности,
• оптимизация переходов от неспецифических упражнений скоростно-силового характера к специфическим упражнениям, которые соответствуют соревновательной деятельности по кинематике движений,
• объем и направленность тренировочной работы скоростно-силовой работы определяется композицией мышц спортсмена и их биоэнергетическими характеристиками.

Ключевым моментом управления процессом подготовки спортсменов является эффективная диагностика состояний, от которой зависит корректировка промежуточных целей и средств воздействия на спортсмена. По результатам тестирования испытуемых в стандартных лабораторных условиях разрабатываются нормы функциональных показателей скоростно-силовой подготовленности. Специальная физическая подготовлен-ность пловцов при развитии скоростно-силовых качеств характеризуется уровнем развиваемой пловцом мощности гребковых движений. Повышение результативности пловцов достигается за счет развития силовых возможностей, проявляемых в тех скоростных режимах, которые соответствуют моментам оптимального взаимодействия с водной средой в реальных условиях плавания.

Планирование тренировочного процесса в олимпийском цикле.



Структура годичного цикла подготовки включает два основных периода: осенне-зимний (октябрь-февраль), и весенне-летний (март-август). Направленность работы в структурах средней продолжительности (мезоциклах), и в микроциклах планируется в соотве-тетвии с решаемыми задачами. Планирование и учет тренировочных и соревнователь-ных нагрузок выполняются по форме, которая обеспечивает анализ основных параметров. Сюда входят длительность и направленность тренировочных занятий, объемы плавания по зонам мощности, результаты тестирований, результаты соревнований на основной и смежных дистанциях. На всех этапах подготовки разрабатываются эффективные варианты построения тренировочного процесса с учетом календаря соревнова-ний и учебно-тренировочных сборов, результатов обследований и тестирующих проце-дур, специфики занятий в нормальных и гипоксических условиях. Величины нагрузок разной направленности зависят как от этапа подготовки, так и индивидуальных возмож-ностей адаптации.

Структура годичного цикла подготовки.


Структура годичного цикла определяется календарем соревнований. В годичном цикле может содержаться до четырех эта-пов, в конце каждого проводится оценка достигнутого функционального состояния.

Длительность этапов колеблется от 2,5 до 4 месяцев. Регламент учебно-тренировочных сборов формирует структуру мезоциклов, продолжительность которых может варьировать в пределах 12-20 дней. Задачи тренировочного процесса по мезоциклам определяются стратегией подготовки конкретных этапов.

Схема подготовки различается для разных специализаций (спринтеры, средневики, стайеры). При широких возможностях индивидуализации планирования занятий основные положения тренировки основываются на биологических закономерностях развития спортивной формы. Главными компонентами планирования являются следующие: общая стратегия подготовки, календарь соревнований и учебно-тренировочных сборов, текущие и этапные обследования, тестирование физических качеств; длительность тренировок, программирование содержания тренировок в микроциклах.

В соответствии с закономерностью процесса многолетней адаптации к физическим нагрузкам, планируются величины тренировочных нагрузок с различным воздействием на функциональные системы организма. Критериями долгосрочной адаптации спортсменов служат показатели, отражающие адаптацию организма в процессе многолетних тренировок.

Различные по направленности тренировочные нагрузки вызывают неоднозначные изменения в функциональных системах. Оптимальное сочетание адаптационных эффектов достигается путем рационализации многолетней тренировки. Исходная информация о тренировочной деятельности пловцов содержит количественные параметры за цикл олимпийской подготовки. Разделение тренировочных нагрузок по их преимущественному воздействию на системы организма осуществляется при анализе биохимических показателей, которые показывают интенсивность энергетического обмена (табл. 2).
Закономерным является повышение объемов нагрузок в четвертой, и особенно в пятой зонах интенсивности у спринтеров по сравнению со стайерами. В таблице показаны различия динамики нагрузок у спортсменов разных специализаций. У стайеров прирост по годам сравнительно равномерен, тогда как у спринтеров темпы прироста нагрузок анаэробной направленности замедляются в олимпийском году для реализации накопленного потенциала.

Планирование микроциклов разной направленности.


При планировании микроциклов должен выдерживаться принцип положительного взаимодействия применяемых тренировочных средств. Преимущественное воздействие на конкретную систему энергообеспечения организма определило основные типы микроциклов по их направленности: аэробный, гликолитический, креатинфосфатный, восстановительный.


Интенсификация тренировочного процесса при решении разнообразных задач привела к необходимости создания укороченного микроцикла, таким требованиям отвечает полунедельный тренировочный цикл. При этом сложение двух приведенных ниже вариантов микроцикла приводит к обычному недельному микроциклу. По эффекту воздействий различаются три основных варианта: - микроциклы, в которых суммарные ве-личины тренирующих воздействий с каждым днем возрастают, степень общего утомления прогрессирует, достигая максимума к концу микроцикла, уровень работоспособности неуклонно снижается, а пик фазы суперкомпенсации значительно отставлен;

• микроциклы с состоянием стабилизации уровня специальной работоспособности, в которых уравновешены процессы утомления и восстановления;

• предсоревновательные или восстановительные микроциклы, в которых соотношение ежедневных нагрузок и отдыха обеспечивает полное восстановление и повышение работоспособности. Комбинация вариантов микроциклов с планированием направленного воздействия дает возможность оптимально управлять состоянием спортсмена в большом цикле подготовки.

Система научно-методического обеспечения

подготовки пловцов включает следующие обязательные разделы


1. Динамичная информация о спортивных результатах сильнейших пловцов страны и мира на дистанциях, входящих в программу олимпийских игр. База данных включа-ет разделы по текущей динамике спортивных результатов сильнейших спортсменов России, Европы и мира в каждой возрастной группе. Анализ ретроспективной дина-мики спортивных результатов служит основой для прогноза спортивных достиже-ний на требуемый период.

2. База данных по тренировочным нагрузкам дает возможность анализировать ход выполнения комплексной целевой программы в течение тренировочных этапов по основным параметрам физических нагрузок. Сравнение реальных величин трениро-вочных нагрузок разной направленности с плановыми заданиями и реакцией организма на нагрузки дает возможноть исправлять ошибки планирования в ходе подготовки спортсменов.

3. Результаты текущих обследований наряду с анализом контрольных соревнований и сравнением с модельными характеристиками отражают динамику подготовленности в ходе тренировочного процесса. По результатам текущих обследований определяет-ся срочный и отставленный эффект тренировок.

4. Анализ соревновательной деятельности. Сравнение параметров соревновательной деятельности (скорость на стартовом и финишном отрезках, прохождение стационарных участков, изменение темпа и шага на дистанции) с модельными характерис-тиками служит основой коррекции соревновательной деятельности.

5. Анализ техники плавания включает биомеханические характеристики выполнения стартов, поворотов, техники выполнения разных фаз гребка. Сравнение показателей анализа надводной и подводной видеосъемок входит в программу коррекции техники плавания.

6. При анализе динамики функционального состояния спортеменов в процессе трени-ровочной деятельности оценивается кумулятивный эффект тренировки по результатам этапных и углубленных комплексных обследований. Анализируются следующие параметры: морфологическое состояние (соотношение мышечного и жирового компонентов тела за этап подготовки); физические качества спортсменов (выносливость, сила, быстрота, гибкость, координация); функциональные возможности пловцов (динамика аэробных и анаэробных возможностей); психодиагностика и психокоррекция состояния спортсмена; биохимические анализы (информация о состоянии функциональных систем организма); состояние иммунных систем; состояние мышц и связок на разных этапах подготовки; комплексные программы восстановительных процедур.

В период базовой подготовки (октябрь-декабрь) осваиваются значительные объемы нагрузок аэробного характера. В результате возрастает аэробная производитель-ность, увеличивается скорость плавания на уровне аэробного порога. Тенденцию повышения скорости плавания в зоне анаэробного порога следует сохранять на предсоревновательном этапе подготовки. В этот период существенно увеличиваются объемы интенсивных нагрузок, приходящиеся на 3 и 4 зоны. Адаптация к ним способствует со-вершенствованию максимальной гликолитической производительности, но и одновременному снижению скорости плавания в зоне аэробного порога. Уровень производительности в зоне анаэробного порога остается практически неизменным в те-чение длительного периода. Следует подчеркнуть, что совершенствование одной из функций энергообеспечения происходит на фоне частичного угнетения другой. Здесь реализуется отставленный тренировочный эффект. Скорость в зоне максимального лактата существенно возрастает спустя полторы - две недели после освоения максимальных нагрузок гликолитической направленности.

Объективную информацию о влиянии нагрузки на организм дает система тестов, применяемых на разных этапах подготовки (включая педагогический, физиологический. биохимический и другие виды контроля). В ходе перманентной тренировки выбор на-правленности и величины нагрузки определяется не столько конечной целью, сколько динамикой текущего состояния. При этом кумулятивный эффект определяет стратегию подготовки спортсменов, а величины срочного и отставленного эффектов определяют тактику тренировки в пределах от одной тренировки до микроцикла.